Производство базальтовых материалов BASFIBER®

Способы огнезащиты тоннелей

18.03.2024

Активное дорожное строительство в России предусматривает поиск различных решений для создания разветвленных дорожных сетей. В условиях, когда рельеф или другие особенности местности не позволяют строить классические шоссе и автострады, используются альтернативные решения. Также тоннели являются частью не только автомобильных дорог, их прокладывают в процессе возведения новых веток метро, железных дорог. К таким сооружениям предъявляются особые требования, в том числе в сфере огнезащиты.

Почему тоннели относятся к пожароопасным объектам?

Тоннельные сооружения должны быть не только прочными и надежными, но и безопасными. Особенный риск для подобных конструкций создают пожары. Обычно они возникают в результате транспортных происшествий, также возгорание может быть следствием короткого замыкания многочисленных кабелей, которые обеспечивают функционирование сооружения.

Источники открытого огня, возникающие в тоннеле, особенно опасны, и вот почему:

  • из-за большой протяженности конструкций существуют сложности с подъездом пожарной техники;
  • поскольку пространство закрытое, пламя, как правило, быстро перекидывается на новые площади и активно распространяется по всему тоннелю;
  • внутри сооружения быстро распространяется не только огонь, но и едкий дым, который становится основной причиной гибели и травмирования людей;
  • в случае возникновения пожара увеличивается риск обрушения и блокировки людей под завалами.

Быстро эвакуировать людей из тоннеля крайне сложно, особенно если он имеет большую протяженность. Поэтому еще на этапе строительства продумывается расположение эвакуационных путей на поверхность, система вентиляции и принудительного дымоудаления, пожарная сигнализация и средства автоматического пожаротушения. Также используются различные способы огнезащиты конструкций, которые не допускают распространения пламени и способствуют локализации возгорания.

Огнезащита тоннелей

Способы обеспечения пожарной защиты в тоннелях

Огнезащита тоннельных сооружений проводится для решения следующих задач:

  • повышение устойчивости конструкций к воздействию повышенных температур и открытого пламени;
  • высвобождение дополнительного времени, которое необходимо на эвакуацию людей и прибытие пожарной команды;
  • предупреждение разрушения основных элементов и сохранение целостности тоннеля, чтобы сократить расходы на восстановление.

Для достижения этих целей при строительстве тоннелей одновременно применяются методы активной и пассивной огнезащиты. В первом случае речь идет о применении технических средств, которые направлены непосредственно на устранение возгорания. Сюда входит монтаж пожарной сигнализации для оповещения людей о пожаре, обустройство системы принудительного дымоудаления и тушения огня. Пассивная огнезащита состоит в том, что применяются специальные материалы в отделке, которые не дают пламени распространиться.

Наибольшую эффективность при строительстве тоннелей показали:

  • Огнеупорные обмазки и штукатурки. Применяются для защиты бетонных и металлических конструкций от избыточного нагрева. Защищают структуру материала от разрушения, способны противостоять огню на протяжении от 30 до 90 минут (в зависимости от толщины нанесения).
  • Плитные материалы. Они изготовлены из негорючих материалов, например, вулканического базальта. Базальтовые панели являются экологичными, термо- и влагостойкими, не подвержены воздействию влаги, поэтому их допускается применять при строительстве тоннелей метро или путепроводов под руслом рек.

Чтобы усилить огнезащиту конструкций, можно совмещать несколько методов огнеупорной обработки. Перед сдачей объект в эксплуатацию обязательно проходит проверку и строительную экспертизу. В том числе свое заключение дает пожарный надзор.

Где купить материалы Basfiber