Активное дорожное строительство в России предусматривает поиск различных решений для создания разветвленных дорожных сетей. В условиях, когда рельеф или другие особенности местности не позволяют строить классические шоссе и автострады, используются альтернативные решения. Также тоннели являются частью не только автомобильных дорог, их прокладывают в процессе возведения новых веток метро, железных дорог. К таким сооружениям предъявляются особые требования, в том числе в сфере огнезащиты.
Тоннельные сооружения должны быть не только прочными и надежными, но и безопасными. Особенный риск для подобных конструкций создают пожары. Обычно они возникают в результате транспортных происшествий, также возгорание может быть следствием короткого замыкания многочисленных кабелей, которые обеспечивают функционирование сооружения.
Источники открытого огня, возникающие в тоннеле, особенно опасны, и вот почему:
Быстро эвакуировать людей из тоннеля крайне сложно, особенно если он имеет большую протяженность. Поэтому еще на этапе строительства продумывается расположение эвакуационных путей на поверхность, система вентиляции и принудительного дымоудаления, пожарная сигнализация и средства автоматического пожаротушения. Также используются различные способы огнезащиты конструкций, которые не допускают распространения пламени и способствуют локализации возгорания.
Огнезащита тоннельных сооружений проводится для решения следующих задач:
Для достижения этих целей при строительстве тоннелей одновременно применяются методы активной и пассивной огнезащиты. В первом случае речь идет о применении технических средств, которые направлены непосредственно на устранение возгорания. Сюда входит монтаж пожарной сигнализации для оповещения людей о пожаре, обустройство системы принудительного дымоудаления и тушения огня. Пассивная огнезащита состоит в том, что применяются специальные материалы в отделке, которые не дают пламени распространиться.
Наибольшую эффективность при строительстве тоннелей показали:
Чтобы усилить огнезащиту конструкций, можно совмещать несколько методов огнеупорной обработки. Перед сдачей объект в эксплуатацию обязательно проходит проверку и строительную экспертизу. В том числе свое заключение дает пожарный надзор.