В крупных городах метро — самый популярный вид общественного транспорта с огромным пассажиропотоком. Например, в рекордный день московский метрополитен перевозит до девяти миллионов человек. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров, в подземке применяют комплекс мер, в том числе используют пассивную огнезащиту.
Основная опасность исходит от инженерных коммуникаций с высоким электрическим напряжением. Большое количество кабелей может привести к короткому замыканию и, как следствие, возгоранию. Огонь и дым быстро распространятся по тоннелям, замкнутое пространство затрудняет эвакуацию, из-за чего могут пострадать тысячи людей. Именно поэтому обязательна установка пассивной огнезащиты в метрополитене.
Особенности пожара в метро:
Их выделяют три:
Это первый способ, который стал использоваться строителями метро для повышения противопожарной безопасности. Облицовка негорючей керамикой и бетонирование отдельных узлов серьёзно увеличивает нагрузку на фундамент, но зато эффективно препятствует распространению огня.
Используются сухие смеси, в состав которых входит каолиновая вата, жидкое стекло, вермикулит, перлит и другие компоненты. Легко наносятся и не повышают нагрузку на фундамент, однако не могут серьёзно препятствовать распространению огня.
Выпускаются в виде рулонов или готовых листов. Пример – изделия Basfiber от компании «Базкорд», которая выпускает маты двух основных видов: стандартные и с фольгой (одна или обе стороны). Толщина составляет 6-12 мм, что обеспечивает широкий круг применения данного материала.
Основное преимущество матов — гибкость, что позволяет обработать труднодоступные инженерные коммуникации, что особенно актуально в стеснённых условиях метрополитена. Хорошо справляются с защитой воздуховодов — как общеобменной вентиляции, так и принудительного нагнетания воздуха. Стойкость к открытому огню и небольшой вес делают базальтовые маты основным средством пассивной огнезащиты в метрополитене.
Ещё одно преимущество — невысокая стоимость, особенно по сравнению с керамикой и бетонированием. При этом материал не повышает нагрузку на несущие конструкции, а потому пригоден не только для установки на новых строящихся станциях, но и при реконструкции старых.