Производство базальтовых материалов

Пассивная огнезащита в метрополитене

08.08.2020

В крупных городах метро — самый популярный вид общественного транспорта с огромным пассажиропотоком. Например, в рекордный день московский метрополитен перевозит до девяти миллионов человек. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров, в подземке применяют комплекс мер, в том числе используют пассивную огнезащиту.

Пожароопасность в метрополитене

Основная опасность исходит от инженерных коммуникаций с высоким электрическим напряжением. Большое количество кабелей может привести к короткому замыканию и, как следствие, возгоранию. Огонь и дым быстро распространятся по тоннелям, замкнутое пространство затрудняет эвакуацию, из-за чего могут пострадать тысячи людей. Именно поэтому обязательна установка пассивной огнезащиты в метрополитене.

Особенности пожара в метро:

  • Быстрое увеличение температуры. За пять минут пожара она достигает +1000 °С.
  • Разрушение несущих конструкций. Металлические элементы начинают плавиться, из бетона выделяется влага, из-за чего он теряет свои характеристики. Это приводит к обрушению опорных конструкций, как результат — сложность эвакуации и множество жертв.

Огнезащита в метрополитене

Основные методы противопожарной защиты

Их выделяют три:

  1. Облицовка керамикой и бетонирование.
  2. Облицовка противопожарными штукатурками.
  3. Установка экранов, матов и плит из базальтового волокна.

Керамика и бетонирование

Это первый способ, который стал использоваться строителями метро для повышения противопожарной безопасности. Облицовка негорючей керамикой и бетонирование отдельных узлов серьёзно увеличивает нагрузку на фундамент, но зато эффективно препятствует распространению огня.

Штукатурки

Используются сухие смеси, в состав которых входит каолиновая вата, жидкое стекло, вермикулит, перлит и другие компоненты. Легко наносятся и не повышают нагрузку на фундамент, однако не могут серьёзно препятствовать распространению огня.

Базальтовые экраны и маты

Выпускаются в виде рулонов или готовых листов. Пример – изделия Basfiber от компании «Базкорд», которая выпускает маты двух основных видов: стандартные и с фольгой (одна или обе стороны). Толщина составляет 6-12 мм, что обеспечивает широкий круг применения данного материала.

Основное преимущество матов — гибкость, что позволяет обработать труднодоступные инженерные коммуникации, что особенно актуально в стеснённых условиях метрополитена. Хорошо справляются с защитой воздуховодов — как общеобменной вентиляции, так и принудительного нагнетания воздуха. Стойкость к открытому огню и небольшой вес делают базальтовые маты основным средством пассивной огнезащиты в метрополитене.

Преимущество использования матов из базальтового волокна

  • Стойкость к высоким температурам. Материал выдерживает открытый огонь, температуру +700…+1000 °С.
  • Экологическая безопасность. При нагреве не выделяются токсичные вещества.
  • Долгий срок службы. В среднем составляет 50 лет.
  • Высокая прочность и гибкость. Стойкость к деформациям, но при этом гибкость, которая позволяет облицевать сложные конструкции нестандартной формы.
  • Стойкость к биологическим и химическим факторам. Маты Basfiber не подвержены образованию грибка и плесени, они не боятся грызунов, неплохо справляется с воздействием химических веществ.
  • Лёгкость монтажа. Быстрота установки позволяет обновить огнезащиту на отдельном участке метрополитена, используя только нерабочие часы и не нарушая график движения поездов.

Ещё одно преимущество — невысокая стоимость, особенно по сравнению с керамикой и бетонированием. При этом материал не повышает нагрузку на несущие конструкции, а потому пригоден не только для установки на новых строящихся станциях, но и при реконструкции старых.