Каждый год в России происходит 2-3 крупных пожара на пассажирских поездах. Так, в 2018 году случились возгорания в купейном вагоне поезда Саратов – Адлер и в купе проводника состава Томск – Анапа. А в 2019-м загорелся тепловоз поезда на составе Нерюнгри — Хабаровск в Приамурье. Во всех трёх случаях обошлось без трагедии, потому что бригада поезда и пассажиры действовали слаженно и хладнокровно, а составы были оборудованы средствами тушения пожара.
В России уделяют огромное внимание защите поездов от огня, и в каждом новом поколении вагонов степеней огнезащиты становится больше. Это касается и техники пожаротушения, и конструкции вагона, и выбора материалов для покраски и отделки.
Если бы вагон не был защищен от огня, он бы сгорал на ходу за несколько минут из-за распространения пламени, а также благодаря скорости и возникающему ветру. Конечно, это лишило бы пассажиров шансов на спасение. Поэтому в вагоностроении есть особые нормативы по огнезащите, и они гораздо выше, чем в обычных жилых домах и общественных помещениях.
Для всех вагонов обязательно:
В плацкартных поездах нового поколения, которые выпускает Тверской вагоностроительный завод Трансмашхолдинга, есть также встроенная пожарная сигнализация и система пожаротушения. Но, несмотря на все современные технологии, требования к конструкции вагонов остаются по-прежнему жесткими. Одно из обязательных — дополнительная огнезащита уязвимых мест: печей и кондиционеров.
Прогрессивный материал для огнезащиты, используемый в вагоностроении для защиты электрооборудования — базальтовые маты Basfiber.
Огнезащитные маты Basfiber создают для огня труднопреодолимое препятствие и работают в двух направлениях.
Маты Basfiber созданы по передовым технологиям и обладают высокой стойкостью к огню, а также экологичностью.
Компания Basfiber выпускает маты двух видов: стандартные и усиленные фольгой. Оба типа изготавливаются по одной технологии: непрерывное базальтовое волокно диаметром 10-17 мкм складывается в несколько слоев и подается в иглопробивной автомат. Там оно прокалывается сотнями тонких игл и спрессовывается в единый монолит, как при валянии из войлока с помощью иглы.
От аналогов маты Basfiber отличаются также хорошей прочностью на разрыв, высокой плотностью и привлекательной ценой.