Производство базальтовых материалов

Огнезащитные материалы в вагоностроении

12.05.2020

Каждый год в России происходит 2-3 крупных пожара на пассажирских поездах. Так, в 2018 году случились возгорания в купейном вагоне поезда Саратов – Адлер и в купе проводника состава Томск – Анапа. А в 2019-м загорелся тепловоз поезда на составе Нерюнгри — Хабаровск в Приамурье. Во всех трёх случаях обошлось без трагедии, потому что бригада поезда и пассажиры действовали слаженно и хладнокровно, а составы были оборудованы средствами тушения пожара.

В России уделяют огромное внимание защите поездов от огня, и в каждом новом поколении вагонов степеней огнезащиты становится больше. Это касается и техники пожаротушения, и конструкции вагона, и выбора материалов для покраски и отделки.

Огнезащита в вагоностроении

Надежнее, чем в доме

Если бы вагон не был защищен от огня, он бы сгорал на ходу за несколько минут из-за распространения пламени, а также благодаря скорости и возникающему ветру. Конечно, это лишило бы пассажиров шансов на спасение. Поэтому в вагоностроении есть особые нормативы по огнезащите, и они гораздо выше, чем в обычных жилых домах и общественных помещениях.

Для всех вагонов обязательно:

  • Окрашивание негорючей краской;
  • Защита вентиляции от пламени;
  • Огнезащита элементов каркаса;
  • Дополнительная защита кондиционеров, печек, других уязвимых мест;
  • Внутренняя отделка негорючими материалами, не выделяющими ядовитых веществ;
  • Наличие исправных огнетушителей и стоп-кранов в каждом вагоне;
  • Достаточное количество аварийных выходов;
  • Инструктаж персонала и обучение действиям на случай пожара.

В плацкартных поездах нового поколения, которые выпускает Тверской вагоностроительный завод Трансмашхолдинга, есть также встроенная пожарная сигнализация и система пожаротушения. Но, несмотря на все современные технологии, требования к конструкции вагонов остаются по-прежнему жесткими. Одно из обязательных — дополнительная огнезащита уязвимых мест: печей и кондиционеров.

Каменный щит от огня

Прогрессивный материал для огнезащиты, используемый в вагоностроении для защиты электрооборудования — базальтовые маты Basfiber.

Функции

Огнезащитные маты Basfiber создают для огня труднопреодолимое препятствие и работают в двух направлениях.

  • При замыкании в электроприборе (печи или кондиционере) сдерживают распространение пламени и не дают ему мгновенно перекинуться на другие материалы;
  • При возгорании внутри вагона защищают системы кондиционирования и водоснабжения и мешают пламени распространиться по коммуникационным каналам.

Маты Basfiber созданы по передовым технологиям и обладают высокой стойкостью к огню, а также экологичностью.

Виды и особенности

Компания Basfiber выпускает маты двух видов: стандартные и усиленные фольгой. Оба типа изготавливаются по одной технологии: непрерывное базальтовое волокно диаметром 10-17 мкм складывается в несколько слоев и подается в иглопробивной автомат. Там оно прокалывается сотнями тонких игл и спрессовывается в единый монолит, как при валянии из войлока с помощью иглы.

Почему именно Basfiber?

  1. Благодаря своей уникальной структуре, маты Basfiber хорошо защищают приборы от огня уже при толщине 6 мм. Для усиленной огнезащиты можно применять артикулы с толщиной 12 мм и выше.
  2. Такой мат устойчив к тряске и вибрации, что особенно важно для использования в подвижном составе.
  3. Поскольку мат состоит исключительно из природного минерала базальта, он не выделяет летучих химических веществ и не имеет опасных продуктов горения.

От аналогов маты Basfiber отличаются также хорошей прочностью на разрыв, высокой плотностью и привлекательной ценой.