Начало 2023 года ознаменовалось для рынка теплоизоляционных материалов в России существенным всплеском спроса со стороны профессиональных потребителей. Эксперты отмечают, что в отдельных сегментах потребность в утеплителях возросла на 12 % и более (в частности, это характерно для минеральной и базальтовой ваты). В денежном выражении данный прирост оценивается в сумму более 54 млрд рублей (период с января по май). Подобная тенденция наблюдается на протяжении года и, по мнению экспертов, сохранится в дальнейшем.
По итогам 2023 года рынку теплоизоляции пророчили упадок, который должен был наступить в результате нестабильной политической и экономической ситуации в России. Под давлением внешних факторов эксперты утверждали, что потребление буквально всех изделий – начиная базальтовыми матами и заканчивая термоактивными полимерными материалами – серьезно просядет. Однако по факту данные прогнозы не сбылись.
Напротив, если взять производителя базальтовых утеплителей ООО «Базкорд», то компания фиксирует повышение спроса на свою продукцию, потому закладывает в планы на будущий год увеличение объемов выпуска изделий.
Активизация потребителей и увеличение спроса на теплоизоляционные материалы объясняется несколькими факторами:
Средний прирост рынка теплоизоляции в нашей стране на период с апреля 2023 года по настоящий момент составил около 70 %. По оценкам некоторых производителей, до конца года эта цифра может увеличиться еще на 10 %. Однако такие прогнозы стоит считать наиболее оптимистичными, поскольку свою лепту может внести ценовой фактор.
Дело в том, что в течение года производители были вынуждены повышать стоимость своей продукции. Процесс удорожания утеплителей обусловлен сразу несколькими причинами:
В целом, основным драйвером производства теплоизоляционных материалов в России на период 2023 года становится планомерное повышение спроса на такую продукцию, вызванное активным строительством и реконструкцией жилья, социальных и инфраструктурных объектов. Это стимулирует производителей расширять производство, наращивать темпы выпуска продукции, чтобы удовлетворить требования покупателей. Вместе с этим совершенствуются технологические процессы, происходит активная модернизация мощностей, развивается уровень автоматизации, что становится ключевым конкурентным преимуществом производственных компаний.