Непрерывное базальтовое волокно – это тонкие нити, имеющие толщину в диапазоне до 17 микрон. Технология производства предусматривает использование в качестве исходного сырья твердой вулканической породы, которую плавят при высокой температуре, а затем вытягивают в непрерывную тончайшую нить.
Сферы применения продукта практически не ограничены. В том числе его используют в такой сложной отрасли, как судостроение. В этой области маты, шнуры, ткани на основе вулканического базальта выполняют несколько важных функций. Рассмотрим их подробнее.
Применение базальтовой теплоизоляции в судостроении позволяет создавать необходимые условия для защиты внутренних помещений от внешнего холода, а также не допускать потерь тепла и тем самым снизить нагрузку на бортовые системы отопления. Ввиду особого режима эксплуатации, когда увеличивается вероятность контакта с влагой, соленой водой, к выбору подходящих теплоизолирующих покрытий нужно относиться серьезнее. В этом отношении базальтовые плиты становятся прекрасным вариантом, ведь они:
Когда выполняется теплоизоляция в судостроении, особенное внимание уделяют облицовке помещений, предназначенных для проживания и нахождения людей, отделке машинного отделения, грузовых отсеков. Также обязательно обшивают теплоизолирующими матами элементы вентиляционной системы, трубопроводы, двери между отсеками. Для этих целей могут применять не только обычные, но и фольгированные маты на основе базальта.
На современных судах применяется множество инженерных систем и оборудования, к которым предъявляются повышенные требования пожарной безопасности. Огнезащитные полотна из непрерывного базальтового волокна справляются и с этой задачей. Они могут применяться при температуре от -200 до +700 градусов, допускается кратковременный нагрев изоляции до +950 градусов. Таким образом, огнезащитные полотна выдерживают воздействие открытого пламени, не допускают распространения возгорания на новые площади.
В судостроении огнезащитными материалами обязательно обшивают отсеки с тепловым оборудованием (машинное отделение, палубную кухню), а также вспомогательные помещения, которые используются для хранения и транспортировки грузов. Огнезащитные покрытия применяются для обшивки горячих трубопроводов, вентиляционных каналов, поскольку одновременно не допускают возгорания и предотвращают образование конденсата.
В числе дополнительных свойств материалов из непрерывного базальтового волокна выделяют способность поглощать звуковые волны и тем самым снижать уровень шума. В судостроении с целью звукоизоляции базальтовые маты применяют для обшивки стен машинного отделения. При правильном выборе толщины покрытия и соблюдении технологии монтажа удается добиться снижения шума на 30-40 Дб.
По правилам российского судоходного регистра в помещениях, предназначенных для проживания персонала и пассажиров судна, допустимый уровень шума – не выше 50 Дб, для рабочих помещений – не выше 90 Дб, для машинного отделения – не более 100 Дб. Обшивка стен базальтовыми материалами позволяет добиться этих значений без применения специализированных шумопоглощающих материалов.