По сведениям Росаккредитации, к началу 2021 года на отечественный рынок допущено 120 производителей огнезащитных материалов (ОЗМ). Из них только 6 иностранных компаний. Барьером для иностранцев становятся сертификация и лицензирование, а также высокая цена на продукцию при схожих с российскими материалами технологических показателях.
Всем без исключения игрокам рынка ОЗМ приходится действовать в условиях ужесточения норм противопожарной безопасности. Речь идет о новом техрегламенте ЕАЭС 043/2017 «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности». Документ дал расширенный перечень допустимых материалов, предназначенных для профилактики возгораний.
Детализация крайне уместна, ведь спрос на ОЗМ в промышленном и гражданском строительстве только возрастает, конкуренция усиливается. Чтобы «держать марку», компании-лидеры не скупятся на инновационные разработки, расширяют уже представленные категории новыми решениями.
В целом российский рынок предлагает три типа огнезащитных разработок:
Эта продукция отличается технологией изготовления и условиями применения. На практике товарный ассортимент огнезащиты крупного предприятия-изготовителя или даже серьезного посредника предлагает порядка 50 наименований ОЗМ.
Многие производители делают упор на товары категории ЛКМ. Это беспроигрышная классика. Но с развитием высотного строительства появился запрос на более технологичные противопожарные решения.
Так, большой интерес представляют базальтовые огнезащитные материалы, в частности, изделия из непрерывного волокна Basfiber от производителя ООО «БАЗКОРД» (Россия):
Как подтвердили испытания, огнезащита из волокна Basfiber не дает усадки, не выделяет токсины, выдерживает огромные температурные амплитуды. Технология усиливает тепло- и звукоизоляцию конструкций и, помимо огнезащиты, используется в промышленном производстве, машиностроении, энергетике.
В зависимости от специализации, российских производителей можно разделить на три группы:
Долгое время в крупных городах и промышленных центрах доминировали «импортные» компании-производители ОЗМ. Но в 2019-2020 годах отмечен перелом рынка в пользу отечественных компаний.
Российские компании не только освоили регионы, но при этом еще и разрабатывали собственные огнеупоры и новые технологии. Как только их качество вышло на один уровень с зарубежными аналогами, заказчики проявили огромный интерес к отечественной продукции.