На протяжении последнего десятилетия отечественный рынок огнезащитной продукции находится на подъеме. Появляются не только новые предприятия, предлагающие потребителям разнообразные виды изделий, соответствующие высоким стандартам качества. Идет активная работа по восстановлению находящейся в упадке химической промышленности, что является ключевым аспектом в производстве основных компонентов огнеупорных составов для защиты металлоконструкций и древесины.
Если верить ведущим аналитическим агентствам, российский рынок огнезащитной продукции переживает второе рождение. Ежегодно объемы выпускаемых на территории страны товаров увеличиваются, средний прирост производства оценивается в 5–7%. Речь идет не только о предприятиях, которые занимаются непосредственным изготовлением огнеупоров, но и о фирмах, сумевших наладить полный цикл изготовления – от выпуска сырья до его переработки.
Сейчас промышленность находится на подъеме, причем выделяется несколько характерных особенностей развития:
Если ранее основную долю товаров на рынке составляли предложения иностранных компаний, преимущественно ввозимые из стран Западной Европы (лидерские позиции в импорте огнеупорных материалов традиционно принадлежали Германии, Франции, Италии, Великобритании, Швеции), Китая и США, то сегодня с ними успешно конкурируют российские бренды.
Например, в 2006 году около 60% продукции с огнезащитными свойствами, представленной на российском рынке, были ввезены из-за рубежа. Сегодня доля импорта существенно сократилась, что объясняется стремительным развитием отечественной промышленности и расширением ассортимента выпускаемых товаров.
Несмотря на позитивные сдвиги в данном направлении, пока еще остаются проблемные места, требующие особенного внимания. Так, серьезной остается зависимость от поставок импортного сырья. Но и здесь наметились существенные подвижки. К примеру, если в 2014 году импортные поставки компонентов для производства огнезащитных красок и лаков составляли примерно 70%, то к 2020 году эти цифры уменьшились более чем на треть. Изменилась и структура импорта: сейчас позиции европейских поставщиков активно замещают азиатские производители, преимущественно китайские.
Лучше всего дела обстоят в сегменте материалов, изготовленных из базальтового волокна. Россия в этом отношении может стать примером для других стран, поскольку практически полностью может обеспечить себя огнеупорными матами, базальтовой ватой и прочими изделиями. В дополнение к этому активно наращивается производство сырья – ровинга на основе вулканического базальта.
Действующие российские предприятия ориентируются не только на внутренний рынок, но и постепенно наращивают экспортные поставки. К примеру, по итогам 2019 года экспорт базальтовых материалов и сырья составил около 15,6% от объема выпускаемых товаров в данном сегменте. Основные направления экспортных поставок сосредоточены на странах Западной Европы. Самый крупный покупатель российской продукции и сырья из вулканического базальта – Бельгия, на нее приходится 24% от общего объема всего экспорта таких материалов. Таким образом, что касается импорта, то Россия обходится своими товарами практически на 100%.